Анатолий Шингарев: Моя стихия – производство!

Бывалый портовик рассказал, почему предпочел Выборг Прибалтике.Ветеран выборгского порта Анатолий Шингарев протрудился на предприятии более 40 лет, связав свою профессиональную жизнь с морской специальностью. В 1970-м году молодой выпускник среднего мореходного училища приехал по распределению в наш город. Позже, в начале 80-х годов, уже, будучи опытным портовиком, Анатолий Иванович заочно закончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова.

Баланс шёл на экспорт

Времена 48 лет назад были совсем другие: иные законы, другие люди, страна – другая. Если сейчас Прибалтика – заграница, то в 1970-м Латвия, Литва и Эстония были просто советскими республиками, географическое положение которых обусловливало наличие портов. В один из них и рассчитывал получить назначение вчерашний курсант, но приятель уговорил его поехать в Выборг. По распределению предстояло отработать не три года, как в большинстве высших учебных заведений СССР, а пять лет.

За это время Анатолий Шингарев не только узнал и полюбил Выборг, но и освоился в порту, женился, зарекомендовал себя грамотным специалистом, продвинулся по служебной лестнице, начав карьеру с должности стивидора.

  • Скучать было некогда: работы хватало. Какие только грузы не проходили через порт! Сталь, трубы, продукты. Баланса – больше всего. Отправляли его в Германию и Италию. Даже места не хватало для него на территории порта, приходилось складировать в лесном терминале, недалеко от транспортной проходной судостроительного завода – вспоминает Анатолий Иванович.

Ледоколы «отменили» командировки

Обучаясь в мореходке, Анатолий Шингарев побывал на практике в разных гаванях, а вот в Выборге не довелось. Первые впечатления молодого специалиста от порта были самые хорошие: порт компактный, но был востребован на полную мощность. В системе Балтийского морского пароходства занимал, как минимум, третье место после Ленинградского и Калининградского портов. И это с учётом того, что только зимой 1976-77 годов навигация в нашем порту стала круглогодичной, прежде ледовая проводка отсутствовала. До середины 70-х, в период зимней навигации, в порту оставалась одна укрупнённая бригада, которая трудилась только в дневную смену, занималась переработкой оставшихся грузов.  Зимой выборгские докеры ездили в командировки в порты с круглогодичной навигацией, как в ближний ленинградский порт, так и в дальние – Баку, Магадан, Одесса, Новороссийск.

От Земли и до Луны

Труженики Выборгского порта на первомайской демонстрации 1980-е годы

Выборгский порт сорок лет назад, если говорить о штатном расписании, уступал, пожалуй, только местным флагманам промышленности – судостроительному и приборостроительному заводам. В порту работало около 1,5 тыс. человек. В состав предприятия входили портофлот, крановая механизация, лоцманская служба, малая механизация, гаражное хозяйство и другие структуры. Свои буксиры, своя капитанская служба, всё – своё!  Докеров из общего количества портовских работников насчитывалось около 350 человек.

  • Работа у них, конечно, была тяжёлая, в значительной степени ручная, особенно при перевалке баланса, но и зарабатывали всегда неплохо – свидетельствует Анатолий Шингарев.

После пяти лет работы в Выборгском порту Анатолий Иванович как-то позабыл о Прибалтике. И работа интересная, и заработки устраивали, и к городу привык. Предприятие выделило место в довольно приличном общежитии, которое находилось в центре города, на улице Северной, 8. Кроме него, портовики могли временно разместиться на плавбазе, стоявшей у Крепостного моста.

  • Город тогда был очень чистый, весь в зелени. Продовольственное снабжение на приличном уровне, что по тем временам представлялось немаловажным. Да и местная пищевая промышленность работала хорошо: молокозавод, мясокомбинат, пивзавод, кондитерская фабрика. Возможно, изобилия не наблюдалось, но и проблем не возникало. В 1974-м году я женился, так что куда-то переезжать уже не хотелось. Но супруга жила и работала в городе на Неве, поэтому после почти каждой смены приходилось отправляться в Ленинград. До начала 80-х годов, когда семье предоставили квартиру в Выборге, наездил на электричке, наверное, расстояние до Луны и обратно – с улыбкой вспоминает ветеран.

Выборные времена

Служебная карьера у сегодняшнего ветерана складывалась удачно: Анатолий Иванович прошёл трудовой путь от стивидора до начальника грузового района (теперь это Высоцкий порт). Ответственное отношение к выполняемой работе, хорошие профессиональные знания и умение принимать грамотные оперативные решения позволили Шингареву достаточно быстро стать старшим стивидором, затем – диспетчером, после, до назначения в Высоцк, Анатолий Иванович работал помощником начальника порта по охране труда.

В те годы работа на управленческих производственных должностях подразумевала наличие партийного билета, поэтому Анатолий Шингарев вступил в ряды КПСС, а в середине 80-х годов возглавил партийный комитет порта.

  • Я не воспринимал свою новую работу исключительно как идеологическую.
Портовики в ожидании праздничной демонстрации в честь 7 Ноября. В центре Анатолий Шингарев.

В любом случае был неразрывно связан с портовиками, с производством. Это было очень интересное время: перестройка, гласность, демократизация общества. В стране как раз начали избирать руководителей предприятий. Первым избранным начальником Выборгского порта стал Павел Николаевич Белоруков. Его главным конкурентом являлся Антанас Юозович Зенкевичюс. Парторганизация порта была довольно крупной – 370 человек, в каждой структуре действовала партийная ячейка, общаться приходилось со многими. Претензий к моей работе, как секретаря парткома, не предъявлялось, но “идеология” не моя стихия, хотелось вернуться на производство – рассказывает Анатолий Иванович об этапе своей деятельности.

Поэтому в конце 80-х годов он охотно принял предложение возглавить третий грузовой район в Высоцке, который был в составе морского порта Выборг. Впоследствии Высоцк получил статус самостоятельного порта, где Анатолий Иванович стал первым заместителем генерального директора Высоцкого порта по эксплуатации.

За эти годы изменился имущественный и правовой статус морских портов в стране, были образованы частные компании по каждому из направлений портовой деятельности, изменения затронули структуру портовых властей, был образован Росморпорт.

Из тех давних времен ветеран порта вспомнил добрым словом бывшего генерального директора Высоцкого порта Александра Пермякова, который много сил и средств вкладывал в развитие порта, в обновление техники, строительство складов, улучшение условий труда.

Рассказывая обо всех преобразованиях, Анатолий Шингарев подчеркнул: порт был, есть и будет всегда.

Анатолий Иванович Шингарев и сейчас продолжает сотрудничать со ставшим родным предприятием, работая в агентской компании, курирующей угольные перевозки. Многолетний профессиональный опыт ветерана-портовика позволяет по-другому взглянуть на историю порта, помочь в оценке сегодняшнего дня, важен как пример для работающих в порту и для тех, кто только планирует связать свою трудовую деятельность с морским портом Выборг.

Автор очерка: журналист-публицист Карсаков Сергей